Если ваша лодка имеет внутреннюю мощность, скорее всего, она оснащена сальниковой коробкой для обеспечения водонепроницаемого уплотнения карданного вала. Сальники также используются для герметизации рулей, которые проникают в корпус под ватерлинией.
В принципе, сальниковая коробка идентична уплотнительной гайке обычного крана. Его основными компонентами являются резьбовая втулка и полая гайка, через которую проходит вал. Рукав – или иногда гайка – заполнен кольцами из плетеной квадратной льняной веревки, которая была сильно пропитана воском и смазочными материалами. Затягивание гайки сжимает эту сальниковую набивку нг относительно вала, образуя водонепроницаемое уплотнение, в то же время позволяя валу вращаться.
Регулировка
Вода необходима для смазывания обычной набивки, поэтому правильно отрегулированная сальниковая коробка может быть водонепроницаемой, когда вал остановлен, но она должна капать, когда вал вращается. Две или три капли в минуту являются адекватными. Нередки случаи, когда сальники протекают с гораздо большей скоростью. Это не вредит валу или сальнику, но вращающийся вал пропустит этот избыточный поток по всему моторному отсеку, что приведет к безудержной коррозии муфты вала, картера трансмиссии и всего остального, которое распыляется. Еще более пагубно, это подвергает риску затопления оставленную без присмотра лодку. Если ваша сальниковая коробка протекает чаще, чем 8 или 10 капель в минуту, она нуждается в обслуживании. Затянуть гайку сальника на пол-оборота – это все, что требуется для уменьшения утечки, но расположение сальника может сделать эту работу намного сложнее, чем должно быть. Доступ может быть особенно сложным в лодках с V-образным приводом и в парусных лодках.
Таким образом, первый шаг в настройке сальника заключается в том, чтобы выяснить, как установить на коробку два гаечных ключа – один для контргайки и один для регулировочной гайки – и как позиционировать себя так, чтобы вы могли тянуть один, нажимая с другой и наоборот. Вы можете использовать трубные гаечные ключи для поворота гаек, но регулируемые гаечные ключи с уплотнительными гайками, как правило, легче обрабатывать в ограниченном пространстве. Если сальник находится над глубоким трюмом, перед началом работы привяжите удерживающую линию к гаечным ключам. Держа гаечные ключи на обеих гайках, удерживайте регулировочную гайку и поверните контргайку по часовой стрелке, чтобы освободить ее. Верните эту гайку на пару оборотов. Теперь поверните регулировочную гайку по часовой стрелке, пока капание не прекратится.
ВНИМАНИЕ: Некоторые сальники жестко прикреплены к корпусу, но большинство из них соединены с трубой вала с помощью гибкого шланга. Вы не хотите скручивать этот шланг или скручивать сальник внутри шланга. Если регулировочная гайка не поворачивается легко, используйте трубный гаечный ключ на фланце сальниковой коробки, который расположен прямо перед шлангом, чтобы предотвратить вращение коробки с гайкой. Если коробка подверглась коррозии, открутите регулировочную гайку на несколько оборотов и проволочной щеткой очистите резьбу коробки, прежде чем выполнять регулировку. Чтобы избежать этой проблемы в будущем, нанесите резьбе и гайкам толстый слой Boeshield T-9 (или другого антикоррозионного средства).
После того, как вы выполните эту начальную настройку, вам нужно будет проверить скорость каплеобразования при повороте вала. Вы можете сделать это либо с находящейся в движении лодкой, либо с включенной коробкой передач вперед, и лодка надежно привязана к стапелю. С помощью фонарика – и зеркала, если оно вам нужно – считайте капли в минуту. Если их больше двух, слегка затяните регулировочную гайку. Если вы не можете выполнить эту настройку, не поместив части тела или одежду в опасную близость к вращающемуся валу, остановите двигатель, произведите регулировку, затем перезапустите его, чтобы проверить капли. Когда скорость капель составляет одну или две капли в минуту, заглушите двигатель. Надежно удерживайте регулировочную гайку, чтобы не изменять настройку, затем затяните контргайку против нее. Прежде чем вы извлечете себя из позиции доступа, внимательно проверьте зажимы для ремня, которые крепят шланг к сальнику и к кормовой трубе. Они неизбежно подвержены коррозии в нижней части, поэтому вам может понадобиться зеркало, чтобы проверить их. А еще лучше отпустите каждую и поверните ее, чтобы увидеть все стороны, прежде чем затягивать. Делайте это по одному зажиму за раз.
Переупаковка
После того, как уплотнительная гайка была затянута несколько раз, уплотнение становится настолько сжатым, что становится достаточно твердым для фактического износа канавки на валу – условия, которого вы хотите избежать. В моторной лодке, используемой регулярно, уплотнение вала следует заменять не реже одного раза в год. Парусным лодкам может не потребоваться замена уплотнения в течение пяти или более лет, но когда сальниковая коробка начинает требовать частой регулировки или если она начинает чувствовать тепло, самое время.
Переупаковка проста. Удерживая уплотнительную гайку, отпустив стопорную гайку, полностью открутите регулировочную гайку, чтобы открыть коробку. Вы должны выкопать ВСЕ из старой упаковки. Самый простой способ сделать это – подобный штопору, разработанный специально для этой задачи, но заостренный кусок жесткой проволоки, согнутой на 90 градусов в конце, также сделает эту работу. Будьте осторожны, чтобы не поцарапать вал с помощью любого инструмента.
Если старая упаковка выходит относительно неповрежденной, используйте ее, чтобы определить, какой размер упаковки вам нужен. Если он выглядит как бесформенный комок пуха, измерьте расстояние между валом и внутренней частью уплотнительной гайки, чтобы определить правильный размер льна. Умножьте диаметр вашего вала на 14, чтобы получить приблизительное количество дюймов, необходимое для 4 слоев новой упаковки – обычно этого достаточно.
Распространенной ошибкой является наматывание новой набивки вокруг вала в виде непрерывного элемента. Упаковка, установленная таким образом, не будет герметично закрываться. Вместо этого он должен быть установлен как ряд сложенных колец. Это требует разрезания уплотнения на отрезки, которые просто окружают вал с касающимися концами. Самый простой способ сделать это – обернуть набивку вокруг вала в каком-нибудь доступном месте и разрезать через перекрытие бритвенным ножом. Сверните одну из ваших отрезанных отрезков в кольцо вокруг вала и вставьте его в сальник. Равномерно постучите по нему небольшим штифтом или тупой отверткой, чтобы протолкнуть его до самого конца коробки. Вставьте второе кольцо в сальниковую коробку сверху первого, покачивая сустав примерно на 120 градусов. Добавьте третий слой, затем четвертый, каждый раз шатаясь сустав. Если у вас нет места для четвертого слоя, Вручную затяните регулировочную гайку, чтобы усилить другие кольца, затем снимите ее снова, чтобы увидеть, не освободило ли это место для дополнительного кольца льна. Когда коробка заполнена – но не настолько, что регулировочная гайка не может легко навинчиваться, – отрегулируйте ее так, чтобы она капала два или три раза в минуту, как описано ранее. Вам нужно будет проверить этот параметр после первых нескольких часов использования; обычно требуется некоторая затяжка.
Поскольку вы удаляете старую упаковку перед установкой новой, и именно эта упаковка удерживает океан от вашей лодки, при выполнении этой работы она должна быть вне воды. Если вы должны сделать это с лодкой на плаву, подготовьте новую упаковку к установке, как только выйдет старая, и накройте полотенцем сальник, чтобы отвести поступающий поток в трюм, где ваш трюмный насос должен обращаться с ним без трудность. Вы можете сделать задачу менее безумной, запечатав вал снаружи шпаклевкой, но вам придется дважды зайти в воду, чтобы сделать это, один раз, чтобы нанести замазку вокруг вала, и второй раз, чтобы удалить ее. Не поворачивайте вал, пока шпатлевка на месте, иначе вы сломаете уплотнение.